цифровой мир волна.png

Комплексная программа развития и поддержки позитивных социальных и культурных цифровых практик в молодежной среде «Мы в ответе за цифровой мир»

Цифровизация сегодня проходит не только на фоне роста неопределенности, стремительных изменений, но и увеличения вероятности глобальных рисков, что явно проявилось в ситуации пандемии, охватившей все человечество.

Текущая ситуация, изменив мир повседневности, существенно ускорила процессы формирования и развития новых социальных и культурных практик – способов жизнедеятельности людей, возникающих на основе цифровых технологий, а впоследствии воздействующих и меняющих цифровую среду и смешанную реальность.

 

Овладение цифровыми технологиями и использование их как инструментов конструирования, внедрения и потребления репертуара позитивных социальных и культурных практик современного человека приобретает особую актуальность.

Основная цель программы

Мониторинг и развитие позитивных социальных и культурных практик общения и взаимодействия в контексте онлайн-пространств и смешанной реальности в молодежной среде.

 

 

Основные целевые группы

Старшие подростки 14-17 лет и молодежь 18-29 лет.

Пара селфи

Именно молодежь, как наиболее погруженное в цифровое пространство поколение, может выступать той социальной группой, которая принимает активное участие и в творческом процессе создания позитивных интернет практик.

Цифровизация повседневности трансформирует привычные социальные и культурные практики общения, взаимодействия, взаимоподдержки, влияет на формирование и развитие гражданского общества. Трансформирующиеся и новые социальные практики возникают в различных сферах жизнедеятельности человека: экономика, культура, образование, социальные взаимоотношения, управление, профессиональная деятельность и т.д. Как видим, эти изменения становятся еще более значимыми в ситуации глобального кризиса. Так, пандемия существенно и стремительно преобразила жизнь множества людей и придала еще большее значение цифровым технологиям, обеспечивающим различные возможности как для отдельной личности, так и для целых коллективов в условиях вынужденной социальной изоляции.

 

Наиболее погруженными в цифровой мир оказываются подростки и молодежь. По данным исследования 2019 года при поддержке Росмолодёжи, уже каждый второй подросток и представитель молодёжи проводит 6 часов, а каждый четвертый более 9 часов в сети.

Последние события, связанные с коронакризисом, данную ситуацию меняют в сторону еще более активного включения молодежи в использование цифровых технологий. Именно молодежь находится в центре этого процесса и может выступать в роли «инноваторов», которые не только успевают подхватывать все технологические новинки и онлайн-практики, но и создают новые, осваивая имеющиеся у них цифровые инструменты. Существует множество позитивных практик, реализуемых с помощью цифровых инструментов.

 

Коллективное сотрудничество пользователей интернета позволяет финансово поддерживать усилия организаций или отдельных людей в реализации их проектов (краунфандинг) (Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A., 2014), делиться своими идеями, мнениями и находить различные варианты решения проблем (краудсорсинг), а также организовывать различные заранее спланированные массовые акции, в целях продвижения и распространения той или иной информации (онлайн-флешмобы). Ситуация коронакризиса также послужила толчком для трансформации и возникновения целого ряда практик. Пользователи сети запускают челленджи и лайфхаки, пропагандирующие правильную гигиену рук в условиях коронавируса (например, #чистыеруки или #мойдодырчеллендж), охотно делятся подборками на различные темы и показывают, чем можно заняться дома во время карантина, используя хештэг #сидимдома.

Этапы реализации программы

 

1. Проведение аналитического исследования особенностей существующих и развивающихся практик, направленных на развитие, единение, солидаризацию, взаимопомощь и поддержку онлайн и в смешанной реальности, в том числе, в ситуации коронакризиса.

 

2.  Мониторинг наиболее распространенных среди подростков и молодежи видов позитивных социальных и культурных практик онлайн и в смешанной реальности.

 

3. Обработка результатов мониторинга и создание электронной базы исследования.

4. Организация и проведение конкурса проектов по созданию позитивных социальных и культурных практик молодежи, направленных на общение и взаимодействие в онлайне и в смешанной реальности с использованием цифровых инструментов.

5. Проведение молодежного форума "Мы в ответе за цифровой мир".

6. Подготовка и публикация методического пособия по результатам аналитического исследования, мониторинга и проведенного конкурса.

Команда проекта

Солдатова Галина Владимировна.jpg

Солдатова

Галина 

Владимировна

Доктор психологических наук, профессор, Академик Российской академии образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Аверьянов-АИ-нов.png

Аверьянов Алексей Иванович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии, проректор по воспитательной и социальной работе Московского института психоанализа. Специалист в области логотерапии и экзистенциальной психологии

Илюхина.jpg

Илюхина Светлана Николаевна

Психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, младший научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи Института педагогической рискологии АСОУ

Демидов-Александр-Александрович.png

Демидов

Александр Александрович

Кандидат психологических наук,  первый проректор Московского института психоанализа, доцент кафедры общей психологии. Специалист в области межличностного восприятия.

Чигарькова.jpg

Чигарькова Светлана Вячеславовна

Зам. заведующего кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа. Специалист в области изучения межкультурной коммуникации, интернет-активности детей, цифровой социализации.

Под руководством Г.В.Солдатовой было реализовано большое количество проектов на тему безопасности детей и молодежи в интернет пространстве. Коллектив имеет более чем 10-летний опыт проведения эмпирических исследований и разработки практических программ и учебно-методических пособий, посвященных различным аспектам социализации в цифровом мире. 

 

 

Образовательный проект «Дети в Интернете» (2012г. — по настоящее время) — комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе интерактивные выставки и серию обучающих уроков для младших школьников. Цель проекта: формирование в обществе культуры безопасного и полезного использования интернета; повышение уровня знаний граждан РФ о правилах безопасного поведения в интернете. В программе приняли участие более 320 000 детей, педагогов и родителей из 30 регионов России. В рамках проекта разработаны материалы для родителей и педагогов: методическое пособие «Поговорите с ребенком об Интернете», флэш-презентация «Урока полезного и безопасного Интернета», методическое руководство для педагогов по проведению урока полезного и безопасного интернета.

Образовательный проект «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» (2013г. — по настоящее время) — программа, направленная на повышение цифровой компетентности учителей и подростков, учащихся российских школ. Программа разработана специалистами Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального Института Развития Образования. Цель проекта: содействие развитию информационного общества, а именно формирование его полноправных граждан, в полной мере способных и готовых ответственно использовать цифровые технологии для решения разнообразных жизненных задач. В основе программы лежат результаты первого всероссийского исследования цифровой грамотности и компетентности российских школьников и их родителей, проведенного в начале 2013 г. Фондом Развития Интернет, в котором приняли участие более 2200 российских подростков и родителей 45 регионов. В рамках проекта было разработано методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность".

Образовательный проект «Поговорите с ребенком об Интернете» (2015 г. — по настоящее время) — комплексный ежегодный социально-образовательный проект, включающий в себя проведение открытых уроков полезного и безопасного Интернета для учащихся начальных классов российских школ, мастер-классов для школьных учителей и собраний для родителей. Цель проекта: повышение осведомлённости взрослых – родителей несовершеннолетних детей и школьных учителей по вопросам информационной безопасности детей и подростков в сети интернет. В мероприятиях, организованных в рамках проекта, приняло участие уже более 10000 человек – школьников, педагогов, родителей. Помимо очных семинаров в рамках данного проекта был проведен ряд вебинаров (общее количество слушателей более 1700 человек). По результатам проекта была подготовлена и издана информационно-просветительская брошюра для родителей несовершеннолетних детей «Поговорите с ребёнком об Интернете» (тираж 5000 экз). В рамках проекта был разработан сценарий родительского собрания «Как поговорить с ребёнком об Интернете».

Социально-просветительский проект «Будь сильнее – будь другом» (2016 г.) — программа, включающая в себя полезные материалы и социальную рекламу, запущенную в эфире Cartoon Network. Цель проекта: привлечение внимания общества к проблеме буллинга. Специалистами Фонда Развития Интернет был создан авторский опросник, посвященный проблеме буллинга для трех целевых групп – ученики 2-6 класса, родители и педагоги. Общее количество человек, заполнивших анкету, составило более 1500 человек.

Директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова провела вебинар “Буллинг в школе: феномен, особенности, профилактика”.

Социально-просветительский проект «Правила интернет-безопасности» (2014г. — 2017г.) — подготовка и сбор видеосюжетов, которые рассказывали детям о культуре общения в интернете и, в частности, о правилах общения с незнакомцами в социальных сетях, учили финансовой безопасности, напоминали о важности «живого» общения с семьей и сверстниками и давали ответы на многие другие вопросы. Цель проекта: научить детей и подростков эффективно пользоваться современными информационными технологиями и вовремя распознавать угрозы в интернете.

Образовательная программа «Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете» (2017г.) — подготовка практического пособия для работников системы общего образования. Пособие разработано Фондом Развития Интернет при поддержке факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Академии социального образования и управления. Цель проекта: повышение цифровой компетентности школьников и педагогов в сфере управления персональными данными и формирование навыков управления репутацией в Сети.

Учебно-образовательный проект «Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете» (2016г.) — практическое пособие для работников системы общего образования. Проект реализован Фондом Развития Интернет совместно с Роскомнадзором и Федеральным Институтом Развития Образования (ФИРО). Цели проекта: формирование у школьников представлений о приватности и персональных данных, а также способах попадания и распространения персональных данных в Интернете; осознание школьниками ценности персональных данных, последствий неосторожного обращения с информацией личного характера в Интернете и способах ее защиты; формирование у школьников навыков управления персональными данными при работе с различными онлайн-ресурсами, приложениями и устройствами. Фондом Развития Интернет было проведено исследование, в котором анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования. Общее количество опрошенных в рамках данного исследования составило 413 человек.

В рамках проекта было опубликовано учебно-методическое пособие для работников системы общего образования

Учебно-методическая программа «Кибербезопасность» для средней школы (2018-2019 гг.) — учебное пособие для школьников. Пособие разработано сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности и вышло в Издательстве «Русское слово». Цель проекта: повышение цифровой грамотности школьников. Курс состоит из рабочих тетрадей (тренажеров) для учащихся 5-9 классов, программы и методического пособия.

Реализация сетевого профилактического проекта «Стоп-буллинг!» в 2015-2016 гг. Цель проекта: организация обучения педагогов на стажировочных площадках школ г.Москвы по  профилактике школьной травли и социальной дезадаптации учащихся в образовательных учреждениях. В проекте приняло участие 26 школ, 111 педагогов, 2029 обучающихся.